Методические рекомендации для учителя при проектировании урока.

Дата: 19 февраля 2015 в 04:00, Обновлено 5 марта в 17:43

Методические рекомендации для учителя при проектировании урока

Показатели САУ

Алгоритм деятельности учителя при проектировании и проведения урока

БЛОК 1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1.1.Определение планируемого результата

1) определить место урока в теме, связь с предыдущим и последующими уроками;

2) определить обобщенную цель урока, отражающую предметный и метапредметный результат (для облегчения можно использовать клише формулирования цели по типам урока), задачи;

3) определить  планируемый результат (предметный, метапредметный и личностный) на формирование которых рассчитан урок,разработать стратегию (способы) их достижения:

- конкретизируем предметный результат урока (используя таксономию Б. Блума, определяем уровни которые планируются формировать на уроке, используя глаголы таксономии формулируем результат. Для этого прописываем или мысленно представляем формулировку «Ученики в конце урока…», подставляем глаголы подходящие выбранному уровню и прописываем контекст; продумываем индикаторы достижения предметного результата, по которым можно будет понять, достигнут ли результат);

- определяем метапредметный результат(для облегчения можно использовать характеристику УУД для целеполагания, указываем УУД(регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД), на основе указанных аспектов выбираем соответствующие формулировки метапредметного результата которые планируется формировать на уроке;

- определяемличностные УУД, на формирование которых будет работать урок.

* Метапредметный результат необходимо соотнести с этапами урока (на каких этапах урока, формируется то или иное УУД; соответствие заявленных УУД в целевом разделе ТКУ по этапам урока). Важно соответствие деятельности ученика указанной УУД и способов их оценивания.

1.2. Постановка цели на уроке

1) на этапе проектирования урока определить цель для ученика и продумать условия, при которых она возникнет у них (например, через: организацию проблемной ситуации;организацию пробного учебного действия, с фиксацией затруднений, выявления места и причины затруднения; вовлечение учащихся в обсуждение цели урока, с фиксацией предложенных идей и формулировку совместной цели урока;  через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций и др.);

2) подобрать приемы постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание с учетом возраста и особенностей класса;

3) продумать индикаторы, с помощью которых можно проверить качество достижения цели;

4) продумать способ фиксации предложенных идей и формулировки совместной цели урока;

5) продумать возможные сценарии развития урока на случай расхождения предполагаемой цели с целью сформулированной совместно с учащимися;

6) на этапе проведения урока создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока);

7)  организовать деятельность по приему целей учащимися;

8) разработать план учебных действий по достижению цели урока.

* Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку их достижения. При подведении итогов урока учитель должен вернуться к целям урока и совместно с учениками определить уровень ее достижения.Важно рационально и эффективно распределить время на постановку цели урока без ущерба для других этапов урока.

1.3. Мотивация учащихся

1)определить значимость изучаемого материала, который учащиеся освоят на уроке;

2) подобрать задания, вопросы для актуализации опыта учащихся;

3) продумать и подобрать формы, приемы, методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (например, черезсовместное формулирование цели урока; актуализацию субъективного опыта учащихся; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; создание проблемной ситуации с фиксацией затруднений; создание ситуации удивления; нестандартный вход в урок; отсроченная тема, тема-вопрос и др.);

4) создать на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика;

5) поддерживать интерес к теме, учебной деятельности, к достижению результата на протяжении всего урока.

* Необходимо поддерживать мотивацию на протяжении всего урока, не допускать условий, негативно влияющих на мотивацию учащихся. Тема учебного занятия может быть переозвучена для привлекательности внимания.

БЛОК 2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

2.1. Структура урока

1) определить типологию, тип урока, исходя из места урока в теме и его цели;

2) определить структуру урока в соответствии с его типом (учитываем цель, задачи, показатели достижения результатов по каждому этапу урока);

3) распределить затраты урочного времени на каждый этап урока;

4) определить цели и задачи на каждый этап урока (при необходимости);

5) продумать логические переходы между этапами урокаих последовательность, дозировку, плотность, рациональность затрат урочного времени.

* При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков, соответствующих требованиям ФГОС, деятельностной направленности. В случае нарушения этапов уроков, при самоанализе необходимо аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа.

2.2. Содержание учебного материала

1) подобрать содержание учебного материала в соответствии с требованиями программы, целью (задачами), выбранного типа урока, уровня подготовки учащихся, с учётом работы по формированию указанных УУД в целевом разделе ТКУ;

2) оптимально определить объем содержания учебного материала для всех этапов урока в соответствии с учетом специфики этих этапов, запланированным результатом;

3) подобрать дополнительную информацию, отличающуюся от материалов учебника;

4) подобрать задания для разных категорий обучающихся согласно их возможностей (предусмотреть задания для одаренных детей и для детей с ОВЗ, если такие имеются в составе класса).

* Необходимо подобрать проблемное, целесообразное содержание практической направленности, соответствующее особенностям класса, уровню подготовки, теме, целям и задачам урока оптимального объема для достижения планируемого результата по формированию указанных УУД/компетенций.

2.3. Формы, приемы, методы обучения

1) подобрать формы, приемы и методы обучения, адекватные поставленным целям урока, единице содержания, уровню подготовки учащихся;

2) подобрать и распределить используемые формы, приемы, методы по этапам урока, с учетом их целесообразности, временных затрат и соответствия с запланированным результатом;

3) продумать "изюминку" урока;

4) использовать разные приемы, методы, чтобы вызывать у учащихся интерес и желание работать в течение всего урока.

* Необходимо отобрать формы, приёмы, методы обучения, адекватные поставленным целям урока и единице содержания, основанные на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивающие деятельностный характер обучения, формирование запланированных УУД/компетенций.

2.4. Применение современных образовательных технологий

1)         подобрать СОТ (либо комплекс технологий), направленную на достижение цели и планируемых результатов (УУД/компетенций); 

2)         учесть правила и особенности выбранной технологии;

3)         в случае использования комплекса технологий, необходимо подобрать различные приемы методы из разных технологий, с учётом возраста и уровня подготовки класса, технологического оснащения учебного кабинета.

* Важно подобрать педагогическую технологию, нацеленную на развитие УУД/компетенций на уроке, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии, в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного материала.

БЛОК 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

3.1. Учебная деятельность учащихся

1) спланировать  учебную деятельность учащихся на каждом этапе урока в соответствии с его целью и  планируемыми результатами;

2) продумать чередование видов учебной деятельности учащихся;

3) организовать деятельность по достижению заявленного образовательного результата (разработанного плана работы) так, чтобы  учебная деятельность была целенаправленна и  адекватна формируемым УУД/компетенциям; разнообразна по содержанию и форме;содержала широкий спектр заданий развивающего характера; обеспечивала оптимальный темп работы и обеспечивала активность учащихся.

* Необходимо предусмотреть возможность изменения сценария урока (в случае если цель будет расходиться с той, что учитель изначально предполагал). Продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы деятельности.       

3.2. Самостоятельная работа учащихся

1) продумать объем и формы самостоятельной (индивидуальной/групповой) работыучащихся на уроке(можно с применением практико-ориентированных заданий, КОЗ и др.);

2) разработать (подобрать) учебно-методические материалы для самостоятельной работы учащихся;

3) продумать дифференциацию заданий для детей более подготовленных, слабоуспевающих и лиц с ОВЗ;

4) организовать и включить учащихся в активную самостоятельную деятельность учащихся, советующую формируемым УУД;

5) разработать критерии оценивания задания и ознакомить с ними учащихся или сформулировать их совместно с учащимися;

6) организовать  контроль и оценку выполнения самостоятельной работы учащихся с оказанием своевременной помощи.

* Необходимо в ходе урока организовать и включить учащихся в активную самостоятельную деятельность учащихся соответствующую формируемым УУД (организовать оптимальный для учащихся темп урока, разнообразную по содержанию и форме учебную деятельность, способствующую сознательности и активности учащихся на уроке).

3.3. Домашнее задание

1) определить цель домашнего задания, соотнести его с планируемыми образовательными результатами урока;

2) продумать разноуровневые задания, обеспечивающие дифференциацию домашнего задания с учетом специфики, уровня и особенностей класса(предоставляя право выбора уровня выполнения заданий в соответствии с интересами и возможностями и притязаниями каждого учащегося);

3) провести инструктаж по выполнению домашнего задания, с указанием трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся;

4) познакомить учащихся с критериями оценивания домашнего задания;

5) проследить, чтобы учащиеся зафиксировали в дневнике домашнее задание.

* В случае если домашнее задание не предусматривалось по программе, по типу урока и др. Вам необходимо аргументированно обосновать его отсутствие при анализе урока.

БЛОК 4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

4.1. Оценивание

1) подобрать контрольно-измерительные материалы позволяющие оценить степень достижения планируемого результата (КОЗ и КОТЗ, оценочные листы);

2) продумать сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся;

3) распределить оценочные действия по этапам урока (соответствие методов обучения и процедур оценивания), подобрав способы контроля и оценивания по заявленным аспектам УУД (компетенциям);

4) включить учащихся в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания по установленным критериям;

5) оценить  степень достижения планируемых результатов с помощью разработанных средств (оценочных заданий) или подобранных средств контроля, контрольно-измерительных материалов.

* Важно с помощью подобранных или разработанных средств (оценочных заданий) оценить планируемый результат.

4.2. Рефлексия

1) продумать формы проведения рефлексии, на конкретных этапах урока;

2) эффективно подобрать приемы и способы рефлексиив соответствии с задачами конкретного этапа урока;

3) спланировать работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне достижения планируемых результатов каждым обучающимся.

* Важно научить учащихся соотносить цель и результаты своей учебной деятельности с фиксацией ее достижения, что получилось, что нет и почему.

4.3. Результат урока

Соотнести конечный результат урока с:

- целью урока;

- планируемыми результатами;

- количеством учащихся, достигнувших планируемый результат.

* Какой результат получили в конце урока, соотносится ли он с целью, планируемыми результатами, и сколькими учащимися  достигнут планируемый результат.

Методические рекомендации

«Как успешно провести урок?»

1.   Излагая новый материал, используйте систему записи на доске основного учебногосодержания, которое должно быть обязательно усвоено школьниками. Здесь вам помогутсловесно - логические схемы, обобщающие таблицы, опорные сигналы.

2.   Даже в процессе изложения учебного материала постарайтесь беседовать сучащимися, контролируя качество его усвоения и степени познавательного
интереса к нему.

3.   Добейтесь того, чтобы вопросы учащихся с мест, их ответы комментарии давались только по вашему разрешению.

4.   Постарайтесь организовывать постоянную занятность учащихся на уроке.  Это позволить преодолеть многие трудности, в том числе решить проблему дисциплины.

5.   Используйте на уроке дополнительный, занимательный материал научно-популярной литературы, что будет способствовать развитие интереса к предмету.

6.   Не забывайте о богатых возможностях наглядных средств обучения.

7.   Излагайте материал в доступной для учащихся форме. При изучении наиболее сложных вопросов курса. Однако, иногда целесообразно их повторное изложение учителем.

8.   Акцентируйте внимание школьников на практической значимости изучаемого материала. Общие идеи и положения старайтесь проиллюстрировать конкретными примерами.

9.  Организуйте самостоятельную интеллектуальную и практическую деятельность учащихся на уроке, сочетая фронтальную, групповую индивидуальную форму работы. Осуществляйте логический переход к новому виду учебной деятельностью.

10.  Не забывайте организовывать работу школьников с учебником на уроке. При этом возможны следующие виды деятельности учащихся:

·       ответы на вопросы в конце параграфа;

·       пересказ содержания параграфа;

·       выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;

·       выписывание в тетрадь основных определений;

·       конспектирование;

·       составление плана параграфа;

·       заполнение таблиц в тетради (по материалу, приведенному в учебнике) работа с иллюстрацией учебника.

12.        Используйте многообразие методов и приемов опроса учащихся:

·        устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);

·        решение задач (устно или письменно);

·        коллективное заполнение таблиц или схемы на доске;

·        письменный ответ с указанием частей на рисунке;

·        сравнение признаков объекта;

·        индивидуальное сообщение учащихся (доклад, реферат, результаты опыта и т.д.);

·        обсуждение ответа товарища;

·        письменный программированный опрос;

·        самостоятельное заполнение таблицы в тетради.

13.У чителя в целях проверки качества усвоения школьниками знаний и умений нередко организуют:

·        выполнение разноуровневых индивидуальных заданий по дидактическим карточкам

·        поиск и комментирование взаимосвязи между понятиями написанными учителем на доске;

·        ответ по плану, составленному самостоятельно или предложенном учителем;

·        составление вопросов и задавание их своим товарищам по классу;

·        исправление ошибок в терминах, написанных учителем на доске;

·        участие в «полетном» повторении по основным терминам, понятиям, проводимым учителем, и т.д.;

14. Познавательная деятельность учащихся может быть организована на продуктивно-подражательном, частично-поисковом, творческом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.

15.        Приучайте школьников к самостоятельному ведению записей в тетради:

·        вопрос для обдумывания на уроке;

·        таблиц, схем, опорных сигналов, которые облегчают усвоение материала;

·        планы ответов;

·        планы проведения лабораторных работ;

·        планы осуществления интеллектуальной деятельности (например: план сравнения объектов);

·        краткие конспекты трудных абзацев учебника;

·        список рекомендуемой литературы;

·        домашнее задание к следующему уроку.

Однако не следует слишком увлекаться ведением записей (в особенности бездумным переписыванием школьниками материала и учебника). Необходимо помнить о том, что любое действие ученика и учителя на уроке должно быть педагогически целесообразным и иметь определенный смысл, ведь время урока не безгранично...

16.        Поощряйте даже, небольшой успех ученика при движении к цели отмечайте (хотя бы добрым словом) его личные достижения, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимосвязи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.